ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ УЧЕНИКА.

 

Классному руководителю необходимо изучать личностные осо­бенности учащихся, их интересы, особенности характера, душевного состояния и т. д.

Схема наблюдения.

 

I. Общее впечатление, физические характеристики, чистота, аккуратность, внешний вид

           В первую очередь необходимо обратить внимание на тело - рост и вес ребенка и их соответствие возрастной норме. Также необходимо отметить телесные изъяны (дефекты) и какие-либо диспропорции. Некоторые дети выглядят физически более зрелыми, другие - менее зрелыми. С этим связано впечатление мужественности или женственности.

 Затем обращаем внимание на позу. Она может быть оцепенелой, напряженной, расслабленной, подавленной, жмущейся.

           Лицо может быть узким или широким, нежным или грубым, асим­метричным, более или менее выразительным, комичным, создавать впечатление здоровья или болезненности, выглядеть интеллигентным, симпатичным или несимпатичным. Следует также отметить отчетливые дефекты (бородавки, родимые пятна), которые могут быть объектом насмешек ребят.

           Мимика и пантомимика оцениваются в результате общего впечат­ления: пониженная, живая, преувеличенная, стереотипная, застывшая. Особенно обращаем внимание на то, что выражают глаза и рот, на жесты. Следует обратить внимание на состояние кожи: красная или бледная, чистая или с дефектами, нежная, есть ли веснушки.

          Чистота тела является простым, но важным признаком для диа­гностики ребенка. Обращаем внимание на ногти, руки, уши, волосы, шею, зубы, одежду и обувь. Особое внимание - на косметику и при­ческуПрическа свидетельствует об аккуратности и вкусе. Обращаем внимание на то, не является ли она слишком бросающейся в глаза. Прическа часто выражает неконформность к нормам, утверждаемым учителями и родителями. Обращаем внимание на маникюр, на то, о чем говорят украшения (вкус, стоимость, уместность).

          В одежде отмечаем аккуратность, наличие вкуса, простоту, соот­ветствие размерам, степень поврежденности или заношенности.

             Обратить внимание на общую подвижностьповышенная дви­гательная активность, малая активность, пассивность. Подвижность ребенка также оценивается с точки зрения скорости, точности, целе­направленности, напряжения и др. Ни в коем случае нельзя не отметить нарушения движений.

П. Речь ребенка.

               Много информации можно получить, оценивая голос. Приятный голос важен при формировании положительного эмоционального отношения к ребенку со стороны других детей, и наоборот. Следует отметить, является ли голос ребенка монотонным или красочным.

                Темп речиРасторможенные или напряженные дети часто говорят торопливо и ускоренно. У депрессивных детей обращает на себя вни­мание замедленный темп речи. Отметить, изменяется ли темп речи в процессе разговора. Составить представление о разговорчивости ребенка: многоречивый - разговорчивый - малоразговорчивый - за­мкнутый - неразговорчивый.

                 Плохая дикция может быть результатом задержки психического развития, а также фактором, который ее обусловливает. Она может быть и симптомом такого заболевания, как легкая детская энцефалопатия.

               О культурно-воспитательных влияниях информирует словарь ре­бенка и конструкция его вербальных построений. Обратите внимание на богатство или бедность словаря, является ли он разговорным или изысканным, использует ли ребенок сленг, а также вульгаризмы, ин­фантильные выражения, иностранные слова (к месту или не к месту). Конструкция предложений: вычурная или высокопарная, точность формулировок, использование длинных предложений, степень грамотности.

                 Разговор позволяет понять, как ребенок воспроизводит мысль: легко, затрудненно, связно, замедленно, есть ли в его мышлении за­держки, насколько уверенно или неуверенно он говорит, стремится ли менять темы разговора; естественно, следует выяснить причины такого поведения.

III. Социальное поведение.

                    Обратить внимание на то, как ребенок устанавливает контакт: то­ропливо, очень фамильярно, смело, приятельски и охотно или же сдер­жанно, недоверчиво, осторожно; была ли тенденция избежать контакта или полностью вас игнорировать.

                  Полезно наблюдать за ребенком с точки зрения его социальных навыков и вежливости. Являются ли эти навыки неестественными (чрезмерными), утонченными или только наиболее общими. Отдель­ные виды поведения прямо оцениваем как невежливые или грубые. У младших детей это говорит о качестве их воспитания. У более взрос­лых детей определенное влияние на вежливость оказывают и другие факторы, одним из которых является намеренное желание подростка отрицать все то, чему его учили взрослые.

               Для выявления качественного своеобразия социального поведения ребенка может помочь следующий список прилагательных: самоуве­ренный, решительный, упрямый, хвастливый, подчеркивающий свое превосходство, высокомерный, насмешливый, ненастойчивый, нере­шительный, застенчивый, неуверенный, назойливый, настойчивый, подчиняющийся, стремящийся угодить, получающий радость от об­щения, непосредственный, ласковый, доверчивый.

 

IV. Настроение.

                 Производится обобщение на основе различных проявлений в по­ведении ребенка (мимических, пантомимических, речевых). В целом настроение оценивается по следующим категориям: эйфоричное, беззаботное и счастливое, уравновешенное, серьезное, плохое, тоскливо-тревожное, депрессивное. Отмечают также, насколько настроение под­вержено внешним влияниям: стабильное или лабильное (меняющееся без видимых причин).

 

       V. Поведение ребенка при выполнении учебных и  неучебных заданий.

             Очень важным является отношение к заданиямот активного не­приятия, нежелания, недоверия через равнодушие к высокому инте­ресу и старательности. Обращаем внимание на характер мотивации ребенкаего интересует задание само по себе, или оно ему нравится как игра, или привлекает успешность решения, похвала, или боится неуспеха или наказания.

             Наблюдаем у ребенка рабочие навыкиможет анализировать про­блему, направлен ли на получение запланированного решения или дей­ствует хаотично, решает задания последовательно или неожиданно, обычным способом, изобретательно. Другой характеристикой является темп работыработает быстро, равномерно или неравномерно. К ра­бочим навыкам относятся старательность и добросовестность, а также настойчивость и терпеливость.

                Очень важно понаблюдать, как ребенок реагирует на неуспех: аг­рессией (вербальной, направленной на учителя или на задание), общим возбуждением, критикой или же потерей самообладания (становится неуверенным, сдается, винит себя), воспринимает ли неуспех равно­душно, реалистично или реагирует неадекватно. Отдельно наблюда­ем за интенсивностью вниманияза тем, увлечен ли ребенок работой, сосредоточен ли он.

                Обязательно отметить признаки невротических проявленийкото­рые можно наблюдать непосредственно («игра» с руками, одеждой, покашливание, гримасы, облизывание губ, сосание пальцев, кусание ногтей, покраснение щек, появление бледности, подергивание головой, руками, плечами, тики, плач, пугливость, заикание, запинание в речи, беспокойство, повышенная утомляемость, демонстративность).

                  Таким образом, на основе результатов систематического и плано­мерного наблюдения учитель может сделать обоснованные выводы о психологических особенностях личности ребенка, которые в дальней­шем будут уточняться и корректироваться.

                 Важными характеристиками, существенно влияющими на обуче­ние и воспитание ребенка, являются его темперамент и особенности характера.

 

 

                       Темпераментхарактеристика индивида со стороны его динамиче­ских особенностей: интенсивности, скорости, темпа, ритма психических процессов и состояний. Традиционные типы: сангвиник (сильный, уравновешенный, подвижный), флегматик (сильный, уравновешенный, инертный), холерик (сильный, неуравновешенный, подвижный) и ме­ланхолик (слабый).

                     Характер понимается как совокупность устойчивых индивиду­альных особенностей личности, обусловливающих типичные спосо­бы поведения. Характер проявляется в отношении человека к разным сторонам жизни:

-  к другим людям: эгоизм - альтруизм, честность, правдивость -лживость, рассудительность — легкомысленность, общитель­ность - замкнутость, тактичность - грубость, стремление до­минировать - подчиняться и др.;

-  к сверстникам: драчливость, конфликтность, подозрительность, открытость, завистливость, уступчивость;

-  к взрослым;

-  к делу: ответственность - безответственность, трудолюбие - ле­ность, настойчивость, целеустремленность, инициативность, са­мостоятельность, добросовестность, старательность, стремление к достижению;

-  к себе: скромность, самокритичность, самоуважение, гордость, закомплексованность, чувство неполноценности;

-  к собственности: жадность, бережливость, расточительность, аккуратность, неряшливость.

Диагностические методики.

 

                   Классный руководитель может получить дополнительную инфор­мацию о личности ребенка, используя диагностические методики.

                   Предложенные методики изучения личности дадут результат, если классный руководитель будет внимателен при их анализе, будет спра­ведлив и непредвзят в оценке высказываний учащихся, будет исполь­зовать полученные результаты неформально. Используя данные мето­дики, можно сделать процесс воспитания увлекательным, значимым не только для учащихся, но и для их родителей и для педагогического коллектива школы в целом.

 

 

Мой портрет в интерьере.

           Учащимся предлагается нарисовать свой портрет на фоне опре­деленного интерьера. Для выполнения работы учащиеся получают лист бумаги, на котором в центре ученик должен расположить свой автопортрет, а на пустых листах он располагает то, что для него значимо и без чего его автопортрет незначим. Это и станет интерьером его автопортрета.

Десять моих «Я».

 

               Учащимся предлагается написать на листочке бумаги 10 раз букву «Я» и дать определение этим «Я», рассказывая о себе и своих качествах.

                 Затем учащиеся должны проранжировать свои десять «Я» в зави­симости от степени их значимости для себя.

 

Недописанный тезис.

 

            Учащимся предлагается закончить предложения. При желании каждый тезис можно развить, приводя в подтверждение различные доказательства.

1. Я считаю, что я...

2. Главное в моей жизни - это...

3. Мне хорошо, когда...

4. Мне плохо, когда...

5. Мне нравится, когда взрослые...

6. Мне не нравится, когда взрослые...

7. В свободное время я...

8. Самая большая радость моей жизни...

9. Самая моя большая ошибка...

10. Иногда мне хочется...

 

Блиц-опрос.

В течение одной минуты учащимся предлагается ответить на зара­нее приготовленные классным руководителем вопросы. Такого же типа вопросы учащиеся могут задать классному руководителю.

1. Любимое имя.

2. Любимая пора года.

3. Любимый цвет.

4. Любимая книга.

5. Любимое дерево.

6. Любимый цветок.

7. Любимая музыкальная группа.

8. Любимая песня.

9. Любимая одежда.

1 0. Любимый праздник.

11. Любимый музыкальный инструмент.

12. Любимый певец.

13. Любимое животное.

14. Любимая еда.

15. Любимый месяц.

Сочинение.

Учащимся класса предлагается написать сочинение или эссе на следующие темы:

Родственные души или вариации на тему «Мои друзья в моем классе»;

Я памятник себе воздвиг нерукотворный: «Моя жизнь в классе»;

Письмо самому себе;

Мои «хочу», «могу» и «надо».

                 Если ученики доверяют классному руководителю, то они будут откровенны, а это позволит вдумчивому педагогу увидеть трудные мо­менты в жизни учащихся и помочь в решении наболевших проблем.

                 Одна и та же тема сочинений может стать традиционной, и ребята могут выполнять такое задание в начале каждого учебного года. Это может стать традицией класса, увлечь ребят. Итоги этих личностных изысканий можно подвести на выпускном вечере и подарить каждому на память «архивные материалы» за несколько лет, которые станут началом собственного личного архива.      

        Традиционные темы сочинений могут быть такими:

Мои осенние размышления;

Привет самому себе из сентября 200... года;

Год 200... Мои поиски истины;

Мои взлеты и падения.

МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ.

                 У многих учащихся в подростковом возрасте возникают проблемы с учебной успеваемостью и учителями. Й это порой вовсе не связано с работоспособностью ребенка или его интеллектуальными возможностями. Зачастую это связано с резким падением интереса к учению, изменением учебной мотивации.

                 Классный руководитель должен вовремя исследовать причины учебных проблем ученика и использовать полученные результаты в работе с классом. В этом могут помочь следующие методики.

 

Изучение отношения учащихся к учебным предметам.

 

                Учащиеся заполняют таблицу. Напротив записанного учебного предмета ученик указывает причину, почему изучение этого предмета для него необходимо (I часть таблицы) или интересно (II часть табли­цы). Заполнять таблицу нужно, используя предложенные варианты ответов.

  

Таблица для ответов.

 

I

II

Необходимые предметы

Причина

Интересные предметы

Причина

       

 

1. Варианты ответов на вопрос «Необходимые предметы».

 

1.  Знание этого предмета необходимо для развития экономики страны.

2. Эта наука бурно развивается в настоящее время и играет большую роль в жизни общества.

3.  Этот предмет пригодится для поступления в техникум, вуз, он будет необходим в будущей профессии.

4. Этот предмет формирует полезные умения, которые пригодятся в жизни.

5. Этот предмет учит разбираться в жизни.

6. Этот предмет считают значимым мои родители.

7. Этот предмет формирует интеллектуальные умения, расширяет кругозор.

8. Этот предмет участвует в республиканском тестировании.

 

 

//. Варианты ответов на вопрос «Интересные предметы».

 1. Интересно узнавать о новых фактах, удивительных событиях.

2. Интересно узнавать о жизни людей и их деятельности.

3. Интересно выяснять причины событий.

4. Интересно слушать объяснения учителя по этому предмету.

5. Интересно на уроках и дома решать задачи, выполнять упражне­ния, практические работы, заполнять таблицы, карты, схемы.

6. Интересно самому находить дополнительные сведения, готовить сообщения, выступать с ними перед классом.

7.  Интересно находить объяснение явлению, ставить проблему и разрешать ее, проводить исследование.

8. Интересно, так как учитель преподает необычно и этим привле­кает учеников.

9. Интересно, так как этот предмет дается мне легко.

10. Этот предмет связан с другими предметами, которые входят в круг моих интересов.

11. Интересно, так как по этому предмету легко получить отметку.

12. Интересно, потому что этот предмет мобилизует волю и застав­ляет сосредоточенно мыслить.

 

             Вопросы анкеты позволяют классному руководителю выяснить, что представляет собой познавательный интерес учащихся класса, какие предметы вызывают у учащихся трудности, с чем или с кем связаны учебные трудности детей.

              Вопросы I блока - это вопросы, которые объединены событийнос­тью, теоретическими основами, нравственной проблематикой.

              Вопросы II блока - это вопросы, которые объединены способами познавательной деятельности,' характером отношений между учащи­мися и учителем; характером отношений внутри классного коллектива и вне его.

 

Ранжирование учебных предметов.

               На доске написаны все учебные предметы, которые изучают уча­щиеся класса. Им предлагается записать их на листок бумаги по сте­пени значимости для себя. Затем учитель определяет, какие предметы школьной программы учащиеся поставили на 1-е, 2-е и 3-е места по степени значимости.

 

Ассоциации.

               Учащимся предлагается назвать ассоциации, которые вызывают у них школьные предметы. Классный руководитель называет предметы, а учащиеся на листочке пишут слова - ассоциации, связанные с этим предметом.

                    Если предмет вызывает интерес, ассоциации будут носить поло­жительный характер. Если предмет неинтересен, ассоциации будут носить негативный характер.

 

Доминирующие мотивы.

Учащиеся выполняют задания на листочках: ставят напротив пе­речня мотива балл, указанный в таблице.

 

Перечень мотивов

Баллы

0

1

2

3

4

5

1

Понимаю, что ученик должен учиться хорошо

 

 

 

 

 

 

2

Стремлюсь быстро и точно выполнять требования учителя

 

 

 

 

 

 

3

Понимаю свою ответственность за учение перед классом

 

 

 

 

 

 

4

Хочу закончить школу и учиться дальше

 

 

 

 

 

 

5

Понимаю, что знания мне нужны для будущего

 

 

 

 

 

 

6

Хочу быть культурным и развитым человеком

 

 

 

 

 

 

7

Хочу получать хорошие отметки

 

 

 

 

 

 

8

Хочу получать одобрение родителей

 

 

 

 

 

 

9

Хочу, чтобы класс был хорошего мнения обо мне

 

 

 

 

 

 

10

Хочу быть лучшим учеником в классе

 

 

 

 

 

 

11

Хочу, чтобы мои ответы на уроках были всегда лучше всех

 

 

 

 

 

 

12

Хочу занять достойное место среди лучших в классе

 

 

 

 

 

 

13

Хочу, чтобы ребята класса не судили меня за пло­хую учебу

 

 

 

 

 

 

14

Хочу, чтобы не ругали родители и учителя

 

 

 

 

 

 

15

Не могу получать плохие отметки

 

 

 

 

 

 

16

Мне нравится учиться

 

 

 

 

 

 

17

Люблю узнавать новое и неизведанное

 

 

 

 

 

 

18

Нравятся необычные и нестандартные уроки учи­телей

 

 

 

 

 

 

19

Мне нравится преодолевать трудности в учебной деятельности

 

 

 

 

 

 

20

Люблю уроки, на которых можно рассуждать

 

 

 

 

 

 

21

Люблю, когда учитель оценивает справедливо мои учебные успехи

 

 

 

 

 

 

 

Анализ результатов

Мотивы 1—3 — мотивы долга и ответственности.

Мотивы 4—6 - мотивы самоопределения и самосовершенствования.

Мотивы 7-9 - мотивы собственного благополучия.

Мотивы 10—12 - мотивы престижности.

Мотивы 13-15 - мотивы избежания неприятностей.

Мотивы 16-18 - мотивы содержания учебной деятельности.

Мотивы 19—21 - мотивы отношения к процессу учения.

В мотивах 1—15 - можно анализировать социальные мотивы.

 

                     Классному руководителю будет очень важно изучить наиболее и наименее осознаваемые мотивы учения старшеклассников. Данная методика поможет организовать работу с семьей и учеником для пре­одоления проблем в учении.

СОСТАВЛЕНИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ УЧЕНИКА .

Общие сведения

Ф.И.О.

В ка-

Со-

Состо-

Реко-

Сведе-

До-

Прим.

 

 

ком

стоит

яние

мен-

ния о

маш-

 

 

 

кружке,

ли на

здоро-

дации

родите-

ний

 

 

 

секции

специ-

вья

психо-

лях

адрес

 

 

 

зани-

альном

 

лога

 

и теле-

 

 

 

мается

учете

 

 

 

фон

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Педагогические наблюдения и выводы

 

Учащийся

Ф.И.О. -------------------------------------------------------------------------------------

Адаптированность ребенка к школе ------------------------------------------------

Направленность личности школьника-- ------------------------------------------

Мотивация учебной деятельности---------------------------------------------------

Профессиональная направленность (для старшеклассников)--------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Самооценка-------------------------------------------------------------------------------

Особенности темперамента Особенности характера _-------------------------

Дополнительная информация-------------------------------------------------------

 

Методика написания характеристики.

 

               В последнее время достаточно редкими становятся случаи, когда классному руководителю приходится писать характеристику ученику.

Чаще всего это бывает необходимо делать, если происходит что-то не­ординарное, когда требуется вмешательство компетентных органов.

                 Классному руководителю необходимо опираться на свои впечат­ления и наблюдения, а также желательно побеседовать с учителями-предметниками, работающими в классе. Кроме того, если позволяют обстоятельства, выясните мнение одноклассников.

                 Классный руководитель может также использовать результаты раз­личных диагностических обследований.

 

Примерная структура характеристики учащегося общеобразовательной школы.

 

Первый вариант

1. Развитие (интеллектуальное, физическое, нравственное).

2. Сфера учебы (способности и возможности, прилежание, резуль­таты).

3.  Интересы (направленность интересов, глубина, постоянство, перспективность).

4. Жизнь в коллективе класса (статус в коллективе).

5. Отношения с товарищами и учителями.

6. Характер (моральные и волевые качества).

7. Направленность личности (убеждение, поведение).

8. Деятельность (общественно полезная; познавательная, трудовая, досуговая).

Второй вариант

1. Состояние здоровья.

2. Социальное положение родителей.

3. Взаимоотношения в семье.

4. Тип темперамента (сангвиник, флегматик, холерик и др.).

5. Черты характера, акцентуации.

6. Волевые черты характера: решительность, смелость, активность, инициативность, целеустремленность, настойчивость и т. д.

7. Организованность (самоконтроль, выдержанность, самооблада­ние, самокритичность, дисциплинированность).

8. Особенности памяти, речь, эмоции.

9. Успеваемость, интеллектуальное развитие:

-  любимые предметы;

-  нелюбимые предметы.

10. Характер чтения.

11. Отношение к труду (учебному, физическому, общественно по­лезному, труду по самообслуживанию),

12. Взаимоотношения в группе, коллективе, положение в коллек­тиве.

 

 

13. Отношение к родителям, учителям, сверстникам.

14.  Отношение к себе: самокритичное, переоценка собственной личности.

15. Участие в жизни класса, школы.

16. Занятия в свободное время и сведения о том, с кем преимущес­твенно общается школьник.

17. Наиболее типичные проявления недисциплинированности.

18. Педагогические выводы и рекомендации.

                  Независимо от того, по какому плану будет написана характерис­тика, важно помнить о недопустимости «навешивания ярлыков», об ответственности за свою позицию. Важно умение классного руково­дителя правильно выбрать меру в выражении своих эмоций.